Главная / Статьи / Виды автомобильных фар

Виды автомобильных фар

Современные автомобильные фары представляют собой постоянно совершенствующееся сложное светотехническое оборудование. Сейчас фары отличаются видами используемых источников света и техническим устройством.

Виды автомобильных фар и их маркировка

До 90-х гг. автомобили комплектовались исключительно классическими фарами, в которых использовались разные виды ламп накаливания. На сегодняшний день существует минимум три различных вида такой автомобильной светотехники, как фары. Основное их отличие заключается в используемых источниках света:

  • лампы накаливания;
  • ксеноновые лампы;
  • светодиоды.

Перед подробным рассмотрением этих видов фар, поговорим об их маркировке.

На рассеивателе фары всегда указана маркировка, по которой можно легко узнать ее характеристики, назначение и прочие особенности устройства. Такая маркировка является международной и регламентируется соответствующими стандартами.

Рассмотрим условные обозначения маркировки. Сверху указывается категория фар, зашифрованная рядом букв. Далее, цифробуквенный индекс, по которому видно:

  • международное утверждение (обведенные в круг буква и цифра);
  • страну, выдавшую утверждение;
  • параметры дальнего света (силу светового потока).

Наличие или отсутствие стрелки свидетельствует о возможности использования фар для лево- или правосторонних дорог. Самый последний нижний ряд цифр и букв является кодом официального утверждения.

Верхний ряд букв наиболее интересен для среднестатистического автомобилиста. Если на фаре указана буква H, значит, источником света в ней может быть исключительно галогенная лампа, сочетание PL – рассеиватель сделан из пластика, буква R говорит, что фара используется для дальнего света, C – для ближнего, B – противотуманная, а S указывает на лампу-фару.

Что касается стрелки перед кодом официального утверждения, то ее отсутствие свидетельствует о предназначении фары исключительно для правостороннего движения, а наличие – для левостороннего. Универсальные фары маркируются двухсторонней стрелкой.

Фары с лампами накаливания

Современные автомобили чаще всего комплектуются фарами с лампами, наполненными ксеноном и криптоном, или галогенными. Последние состоят из колбы, в которой размещены нити накала из вольфрама и в газообразном состоянии бром с йодом. Благодаря парам йода и брома атомы вольфрама, которые при нагревании нити до 3000 °C начинают испаряться, не образуют осадка на стенках колбы. Таким образом, срок эксплуатации лампы увеличивается многократно.

В зависимости от способа монтажа и соединения с электросетью автомобиля различают несколько типов ламп галогенных (H1, H3, HB4 и др.), наиболее популярной является модель H4.

Галогенные лампы также могут отличаться по мощности, которая колеблется от 35 до 130 Вт. Сила светового потока может составлять 1000 – 2100 лм, в зависимости от категории фар (ближнего или дальнего света).

Фары с ксеноновыми лампами

Газоразрядные ксеноновые лампы, в которых световой поток образуется благодаря электрической дуге между электродами и ионизированному газу, непохожи на традиционные лампы накаливания. Также они отличаются от ксеноновых аналогов, которые используются в фотовспышках и кинопроекторах.

Этот вид ламп представляет собой металлогалогенный источник света, потому что в колбе, насыщенной парами натрия, ртути и солей скандия, световой поток создается электрической дугой, а ксенон разжигает лампу, как запал.

Производители решили назвать их ксеноновыми, чтобы избежать путаницы и аналогий с традиционными галогенными лампами.

Ксеноновые лампы работают при постоянном напряжении тока в 42-85 В, но для их зажигания требуется ток порядка 25000 В с частотой, превышающей 400 Гц. Для этого каждая лампа оснащена специальным электроблоком. Их плюсами являются:

  • силу светового потока может достигать 3200 лм;
  • долговечность;
  • энергоэкономичность.

Ксеноновые лампы отличаются типом цоколя и другими параметрами, например, для фар прожекторного типа подойдут такие виды ламп, как D1S и D2S, а для рефлекторного типа – D1R и D2R.

Светодиодные фары

Светодиодные фары – новейший вид автомобильной светотехники, который появился в 1992 г. в качестве ламп для габаритных огней и сигналов поворота.

Источником светового потока в них являются мощные светодиоды высокой яркости. Часто они изготавливаются в виде матриц из нескольких светодиодов. К преимуществам относят:

  • экономичность;
  • продолжительный период эксплуатации;
  • малогабаритность;
  • индифферентность к механическим повреждениям и вибрации.

Массовому использованию светодиодных фар в автомобилестроении мешает ряд весомых недостатков. Прежде всего, мощные сверхъяркие светодиоды, а следовательно, и фары на их основе имеют высокую цену. Например, цена одной светодиодной фары для автомобиля премиум-класса может превышать 100 тыс. руб., из-за чего их установка на более бюджетные автомобили практически невозможна.

Несмотря на это, потенциал светодиодных фар огромен. Их характеристики во многом превосходят фары с лампами накаливания или ксеноновыми лампами. Это позволяет говорить, что вскоре фары со светодиодами станут более распространенными.