Главная / Статьи / История проката автомобилей

История проката автомобилей

Прокат автомобилей сегодня является настолько обыденной и повседневной услугой, что довольно сложно представить, что когда-то такой услуги не существовало вовсе. Аренда автомобиля поможет иностранному туристу заглянуть в любой укромный уголок чужой страны, бизнесмену, приехавшему по работе в другой город, быстро уладить все свои дела, а простому автолюбителю, чья машина попала в ремонтную мастерскую, оставаться на колесах.

Ford Model T

Точная дата зарождения проката автомобилей к сожалению не задокументирована, но большая часть признанных знатоков истории автомобильной индустрии склонны считать, что это произошло в 1916 году. Именно тогда владелец скромной автомобильной мастерской из американского штата Небраска сдал в аренду первый автомобиль. Звали этого предприимчивого человека Джо Саундерс, а честь стать первым в мире прокатным автомобилем выпала легендарному и знаменитому Ford Model T.

Этот автомобиль, известный также под именем «Жестянка Лиззи», выпускался заводами Генри Форда с 1908 по 1927 годы. Самый же первый Ford Model T вышел с конвейера на заводе Пикетт 27 сентября 1908-го года в мировой столице автомобилестроения – городе Детройте. Несмотря на несколько пренебрежительное прозвище автомобиль вовсе не был маленьким и примитивным, а по своим ходовым характеристикам и уровню комфорта на равных конкурировал с лучшими образцами автомобильной моды той эпохи. Некоторая простота конструкции, которую многие ставят «Жестянке Лиззи» в упрек, сослужила автомобилю добрую службу, так как позволила легко запустить его в массовое производство и сделать поистине «народным» автомобилем. Model T приводился в движение четырехцилиндровым мотором и двухступенчатой коробкой переключения передач. В автомобиле были реализованы и некоторые новаторские идеи того времени – педальное переключение скоростей и отдельная головка для блока цилиндров.

ford-model-T

Ford Model T

Джо Саундерсу новая идея показалась очень привлекательной и он начал сдавать автомобиль в аренду за плату в размере 10 центов за одну милю пробега. По легенде, самым первым клиентом Саундерса стал местный коммивояжер, желавший произвести впечатление на свою девушку. К большому сожалению, история не упоминает имя этого человека или реакцию его любимой девушки, а вот новый бизнес Джо Саундерса с тех пор стал стремительно развиваться.

К 1925 году предприниматель сумел построить целую сеть прокатных салонов в доброй половине американских штатов и стать одним из самых преуспевающих бизнесменов того времени. К сожалению, бизнес Джо Саундерса не смог пережить Великую Депрессию, когда полный крах американской экономики практически свел к нулю спрос на услуги автопроката.

Намного больше повезло другому пионеру автопрокатного бизнеса – Уолтеру Джекобсу из Чикаго. Он открыл свое дело на два года позже Саундерса, в 1918 году, но зато начал свое дело сразу с дюжиной автомобилей Ford. Прокат, обслуживание и ремонт автомобилей 22-летний бизнесмен производил своими силами и его усердие было вознаграждено – прибыль молодой компании росла как на дрожжах. Уже к 1923 году годовой доход Джекобса составлял колоссальную по тем временам сумму – один миллион долларов. Именно тогда, на пике популярности, Уолтер Джекобс продает свой преуспевающий бизнес владельцу крупной транспортной компании Джону Хертцу. Компания получила название Hertz Driv-Ur-Self System и за считанные годы стала крупнейшей прокатной компанией во всем мире. Свои лидерские позиции она сохраняет и поныне.

Сразу после завершения второй мировой войны Великую Депрессию сменил стремительный экономический подъем. Развитие новых технологий, жажда перемен и открытий вдохновили огромное количество людей на перемены и передвижение по стране, что спровоцировало настоящий бум в отрасли проката автомобилей. В то время наибольшего расцвета удалось достигнуть компании Avis, которая также успешно работает по сию пору и считается в мире автопрокатной компанией №2. Основатель компании – отставной военный летчик Уорен Авис сделал ставку на предоставление прокатных автомобилей в аэропортах. Идея оказалась более чем гениальной, и за недолгий период с 1946 по 1953 годы Авису удалось открыть свои филиалы в Канаде, Мексике и по всей Европе.

Разновидности и виды проката

Мировые лидеры автопроката могут предложить своим клиентам несколько видов проката. К примеру, прокат автомобиля с водителем или без водителя. Первый вариант во многом напоминает такси, но оплата взимается не за пройденные километры, а за время пользования автомобилем. Такой вариант интересен тем, что клиенту не обязательно иметь водительские права и обладать необходимым стажем вождения. Кроме того, в случае ДТП вся ответственность ложится на водителя. Ну а если клиент хочет ощутить полную свободу или провести некую тайную деловую встречу лучше всего сесть за руль арендованного автомобиля самому.

В настоящее время прокат автомобилей представляет из себя огромный сегмент мировой индустрии, множество конкурирующих компаний борются за каждого клиента, придумывая нововведения, снижая тарифы и повышая качество обслуживания. В результате, оборот прокатных компаний растет год от года, а сама идея получения автомобиля в аренду становится все популярнее.